Закрыть






«Покер для начинающих»бесплатно
Оставьте свой e-mail и
получите в подарок
легендарную аудиокнигу
Романа Шапошникова
«Покер для начинающих».





100% гарантия отсутствия спама





АктивностьНа форуме / В комментариях



    Программы, которые нам помогают. Понять TAG-а.

    23 января 2013 в 01:56
    10952 9
    Очень старый пост, впервые он вышел на сайте 5 июня 2008 года. И тогда, считаю, оказался не до конца оцененным читателем. Здорово, что сейчас появилась возможность поднять его в рубрику «Архив».
    С.С.
    ************************************************************************************************************   

    Введение.



    Техасский Холдем стремительно завоевывает популярность на постсоветском пространстве. Удивительно легко эта игра нашла массу поклонников как среди любителей чистого азарта, так и в кругу любителей интеллектуальных игр (причем не только карточных). Причин для подобного успеха немало; не последнюю роль играет внешняя простота игры. Холдем, подобно айсбергу, скрывает довольно внушительный объем стратегических, тактических, психологических приемов и навыков за несложными правилами, которые, на взгляд новичка, нередко сводят игру к банальному (и чертовски азартному) «попрет-не попрет».

    Не остался в стороне от «русскоговорящего» покерного бума и онлайн Холдем. На собственном опыте убедился, что количество (и качество!) игроков из постсоветского пространства неуклонно возрастает. При этом необходимо учитывать, что онлайн игра имеет некоторые специфические отличия от «живой» (оффлайн) игры. Одно из главных отличий – возможность использовать вспомогательные покерные программы. Мир покерного «софта» многообразен, но можно выделить несколько основных видов программ.

    Прежде всего, стоит упомянуть различные покерные калькуляторы – они позволяют беспристрастно оценить самые разные игровые ситуации с точки зрения математики. Грамотное использование этих программ значительно упрощает принятие решений в условиях реальной игры. Одной из наиболее удачных версий покер-калькулятора является программа PokerStove, позволяющая оперировать не только конкретными картами оппонентов, но и определенными совокупностями рук. О некоторых аспектах ее использования будет сказано позднее. Данная программа доступна для бесплатного скачивания на сайте разработчиков http://www.pokerstove.com.

    Еще одна, пожалуй, наиболее важная, группа – программы для сбора и обработки статистики. Дело в том, что сайты, как правило, предоставляют возможность получать сыгранные нами сдачи в виде текстовых файлов. Существует немало программ, которые позволяют сохранять эти сдачи в виде больших баз данных. Анализ таких покерных баз на предмет, как нашей игры, так и игры оппонентов – огромный резерв для роста уровня нашего мастерства. Еще одно удобство заключается в том, что, используя подобные программы, мы не должны всецело полагаться на свою память – достаточно найти заинтересовавшую сдачу в базе данных и воспроизвести ход игры. Самой популярной и удобной, на мой взгляд, в настоящее время является программа Poker Tracker, которую можно найти по адресу http://www.pokertracker.com. Стоит программа 55$, помощь в приобретении и инструкции по настройке – на сайте http://www.pokermoscow.ru/soft.htm.

    Использованию именно этой программы для улучшения своей игры и будет уделено основное внимание в дальнейшем. Однако стоит упомянуть и про другие виды покерных программ.

    Для большинства онлайн-игроков, использующих Poker Tracker (PT), очень полезны программы удобного вывода на экран статистики оппонентов непосредственно во время игры. Самой простой (и бесплатной) является GameTime+. Сайт разработчиков — http://sourceforge.net/projects/gametimeplus/. Недостаток данной программы – ограниченность настроек и небольшое число параметров, выводимых для каждого игрока.

    Настоящим лидером программ данного типа является PokerAce HUD (PAH). Программа стоит менее 30$, скачать ее можно на сайте разработчика http://www.pokeracesoftware.com/hud/. PAH умеет выводить во время игры несколько десятков параметров для каждого игрока, корректно работает с большинством покерных сайтов, настройки программы позволяют настраивать интерфейс (и не только!) для максимально удобного использования.

    Существуют также различные программы для поиска слабых игроков и столов, отвечающих определенным требованиям. Эти программы позволяют быстро оказаться именно на тех столах, где наше преимущество над оппонентами должно быть максимальным.

    Немало специальных программ создано для мультитейблеров (тех, кто играет на нескольких столах одновременно). Тут на первый план выступает экономия времени и автоматизация некоторых часто совершающихся действий. Таковы различные скрипты, позволяющие автоматически восстанавливать полный стек или, например, нажатием правой кнопки мыши делать ставку (бет или рэйз) в размере полного банка, а нажатием, допустим, кнопки F10 – то же самое, но в размере половины банка и т.п.

    Многие игроки предпочитают менять интерфейс покерных столов. Убираются значки игроков, стулья, различные элементы фона, отключается анимация. Пестрота интерфейса, предлагаемая по умолчанию, заменяется специальными «скинами» на удобные столы, не утомляющие зрение и не отвлекающие от хода игры. Я, например, всегда начинаю освоение нового сайта с поиска и установки удобной картинки стола.

    Таков краткий перечень программ, помогающих игроку в онлайн-покер. Мне представляется, что роль Poker Tracker-а (и подобных ему программ) значительно важнее остальных вышеперечисленных программ, поэтому теперь подробнее именно об этой программе.

    Мое знакомство с PT.



    Я приобрел Poker Tracker более двух лет назад. Благодарить за это надо нынешних руководителей проекта PokerMoscow и собственные неудачи. В тот момент мои успехи в онлайн покере были более чем скромными (да и упор делался на оффлайн игру). Я играл в небольшой плюс одностоловые турниры со средними бай-инами и недорогие безлимитные кэш-игры (блайнды 0,25$ — 0,5$, 0,5$ — 1$, десятиместные столы), а попытка покорить кэш-игры высоких лимитов окончилась большим (и полностью заслуженным) минусом. Как оказалось, я был просто не готов играть с более-менее квалифицированными оппонентами. Не последнюю роль в этом играло отсутствие достаточной информации об их игре, однако самым главным источником поражений являлись собственные ошибки (особенно тяжелые из-за того, что некоторые из них повторялись с удручающей регулярностью). Мне на помощь пришел Роман Шапошников. Для совместной «работы над ошибками» и был приобретен Poker Tracker.

    На тот момент разобраться в программе, не владея английским, было весьма непросто. Сейчас ситуация значительно улучшилась, хотя недостаток материалов на русском языке, на мой взгляд, все еще имеет место. Хороших русскоязычных инструкций тогда в Интернете просто не было. Однако присутствовало большое желание понять, как работает PT, и научиться использовать его для повышения уровня собственной игры. Не один час я потратил на перевод различных материалов, касающихся PT, с помощью электронного переводчика. После чего наступило время анализа собственной игры и игры оппонентов. Проделанная работа помогла наметить пути выхода из кризиса, полоса неудач и неуверенности в себе была преодолена. Честно говоря, с трудом представляю себе решение подобных задач без применения PT. Для начала, помимо устранения ряда грубых технических ошибок было решено поиграть некоторое время в жестком тайтово-агрессивном стиле (играть TAG-ом), сократив при этом стартовый стек до 50 больших блайндов (дабы снизить стоимость ошибок на терне и ривере).

    Кто такой TAG?



    Чем характеризуется тайтово-агрессивный игрок (TAG)? В общем случае тайтово-агрессивная игра – это розыгрыш, как правило, агрессивный, только таких рук, которые до флопа имеют сильноположительное математическое ожидание и низкую дисперсионность. То есть тайтовый игрок, по определению, вступает в игру нечасто, однако, когда это происходит, его рука очень сильна. Такой игрок может по умолчанию считаться квалифицированным и опасным соперником. Дело в том, что достичь реального перевеса над агрессивным игроком, понимающим разницу между действительно сильными и просто «красивыми» руками и умеющим вовремя избавляться от проблемных комбинаций, но максимально жестко защищающим сильные руки, непросто даже опытным профессионалам. Особенно это актуально для игры на «длинных» столах (10–9 участников), о которых и пойдет речь в дальнейшем. Именно поэтому в процессе обучения я и мои коллеги стремимся научить подопечных прежде всего тайтово-агрессивной игре на «длинных» столах. Попробуем охарактеризовать TAG-игрока с точки зрения беспристрастной статистики Poker Tracker применительно к игре на «длинном» (10 человек) столе.

    Для начала стоит разобраться, что обозначают наиболее важные параметры PT, выдаваемые им для характеристики игрока в окне «More Detail» из вкладки «General Info».

    Некоторые показатели PT.



    Из цифр, характеризующих игру до флопа, внимание чаще всего я обращаю на следующие:

     — VP$IP (Vol. Put $ In Pot) – это % сдач, когда игрок добровольно входит в игру (то есть входит в игру коллом или рэйзом, соответственно, чек на позиции большого блайнда не входит в этот показатель). Основной и общеупотребительный, хотя не самый точный (об этом ниже), показатель для оценки степени лузовости-тайтовости игрока. Предположим, что в среднем игрок добровольно входит в игру на всех парах (около 6%), любых комбинациях из тузов-королей-дам (AK,AQ, KQ – примерно 3,5%), а также на тузе-валете (AJ), на одномастных туз-десять, туз-девять, туз-восемь, король-валет, дама-валет, валет-десять (эти руки вместе – примерно 3%). Получается, что VP$IP такого игрока будет в районе 12,5 – 13%. На самом деле существуют некоторые нюансы. Во-первых, наш вход в игру, как правило, сильно зависит от нашей позиции (чем она лучше, тем больше стартовых рук мы вправе разыграть, надеясь на конечный успех). Во-вторых, вход в игру с позиции малого блайнда может сильно отличаться в силу своей специфики (его дешевизна) от входа в игру со свободных позиций. Допустим, два игрока играют до флопа все вышеперечисленные руки, а второй дополнительно с малого блайнда входит в игру на всех начальных картах. Нетрудно заметить, что VP$IP второго игрока будет выше почти на 1%. Первая проблема (зависимость от позиции) решается обращением к вкладке «Positions Stats Tab» в окне «Ring Game Player Statistics» в PT (где характеризуется наша игра или игра любого нашего оппонента в зависимости от позиции за столом). Вторую помогает решить использование дополнительного показателя, которым является

     — VP$IP From SB — это % сдач, когда игрок добровольно входит в игру только с позиции малого блайнда.

     — RFR (Raised Pre-flop) – % сдач, когда игрок делает рэйз до флопа. Является важнейшим для характеристики агрессивности (или пассивности) дофлоповой игры. Например, если игрок рэйзит до флопа только пары AA, KK, QQ и комбинацию туз-король одномастные (AKs), то его RFR составит примерно 1,7%. Для игрока, делающего повышение до флопа на руках от пары девяток и старше, а также на тузе-короле и тузе-даме, RFR будет чуть больше 5%.

    VP$IP и RFR являются основными параметрами, характеризующими игру до флопа. В первом приближении любой игрок может быть отнесен к одной из четырех категорий: тайтово-агрессивный (низкий VP$IP, высокий RFR), тайтово-пассивный (низкий VP$IP, низкий RFR), лузово-пассивный (высокий VP$IP, низкий RFR), лузово-агрессивный (высокий VP$IP, высокий RFR).

    Помимо этого стоит обратить внимание еще на несколько параметров игры до флопа, которые существенно влияют на построение оптимальной дофлоповой стратегии:

     — Att. To Steal Blinds — процент стилинга (от общего кол-ва стилинговых ситуаций), то есть % рэйзов против блайндов с двух последних позиций или с позиции малого блайнда, если до этого никто не вошел в игру. Своего рода «зеркальными» параметрами являются показатели сброса блайндов при стилинге против них:

     — Folded Small Blind to Steal и Folded Big Blind to Steal – % сброса, соответственно, малого и большого блайндов в ответ на попытку стилинга.

    В общем случае, чем агрессивнее игрок, тем выше и его % стилинга, а чем он лузовее – тем меньше % сброса блайндов в ответ на стилинг. Мы должны использовать эти данные для оптимизации своей игры. Если оппонент часто применяет стилинг – мы должны чаще и агрессивнее защищать против него свои блайнды. Наоборот, если оппоненты упорствуют в защите собственных блайндов, стоит применять стилинг, только обладая действительно сильной рукой. Мы будем реже красть блайнды, зато получим неплохой шанс выиграть несколько больших банков, когда оппонент нам не поверит.

    Для игры после флопа на первый план выходят параметры PT, оценивающие соотношение наших агрессивных (бет или рэйз) действий с пассивными (колл), частоту чек-рэйзов, а также некоторые цифры, характеризующие успешность рук, доигранных до вскрытия. Этими параметрами являются:

     — Flop Aggression / Turn Aggression / River Aggression / Total Aggression Postflop (AF) – так называемые коэффициенты агрессивности. Чем больше единицы эти значения, тем более агрессивен данный игрок (чаще играет беты или рэйзы по сравнению с коллами). Характеризуют степень агрессивности либо на отдельных улицах, либо в среднем после флопа. В идеале каждый игрок должен стремиться найти такую последовательность ставок, которая в данной ситуации подходит больше всего и обеспечивает максимальную доходность.

     — «First Action On Flop After Pre-flop Raise» — действия игрока на флопе, если он играл рэйз до флопа. Данный раздел показывает насколько игрок склонен к агрессии на флопе после собственных префлоп рэйзов.

     — Check Raise (% of Possible Actions/Flop%/Turn%/River%) — доля чек-рейзов в действиях игрока. Особенно важным является этот показатель для игры на флопе. Если у оппонента этот показатель высок – часто стоит отказаться от продолжения атаки на флопе (так называемого «continuation Bet» или «продолженной ставки») без сильной руки даже после чека нашего соперника.

     — Went to Showdown (Went To SD %) — процент сдач, доигранных до вскрытия (от числа всех увиденных флопов). Данный показатель является важным ориентиром для успешной постфлоповой игры. Чем он у оппонента выше, тем реже надо блефовать против такого игрока, однако стоит стремиться получить максимальную прибыль на сильных комбинациях. Наоборот, если этот показатель у соперника невысок, стоит почаще применять против него блеф.

     — Folded to River Bet — % сброса на ривере после бета оппонента. Данный параметр также немаловажен. Если наш оппонент редко сбрасывает свою руку в ответ на ставку на ривере, тогда можно периодически сделать на ривере бет больше по размеру, чем обычно. С другой стороны, блефовать против такого игрока стоит очень осторожно. В том случае, если кто-то, наоборот, часто сбрасывается на ривере, можно чаще блефовать и тем самым красть немало банков. Безусловно, помимо цифр, необходимо учитывать ход сдачи и характер карт, открытых на столе.

    Также стоит упомянуть некоторые постфлоповые параметры, используемые, прежде всего, для анализа собственной игры:

     — Won when Saw Flop — % побед игрока, от общего количества сдач, когда он видел флоп.

    Won $ At SD % — процент победы данного игрока при вскрытии.

    Это косвенные показатели успешности постфлоповой стратегии игрока. Не учитывают, правда, размеров выигранных и проигранных банков.

    Все вышеперечисленные параметры дают в своей совокупности неплохое представление о том или ином игроке (более точные оценки индивидуальных особенностей возможны только при анализе конкретных игровых ситуаций). Не стоит забывать, что если количество сдач того или иного игрока в базе PT невелико (меньше 200), к имеющимся данным стоит подходить с большой осторожностью.

    Теперь можем перейти к характеристике TAG-игрока, количественно выраженной цифрами из PT.

    Тайтово-агрессивный игрок глазами PT.



    Первые русскоязычные материалы о Холдеме нередко создавали серьезные трудности для неискушенных в английском читателей. Не избежал «трудностей перевода» и автор данной статьи. Мне довольно длительное время казалось, что «тайтовый» (безразлично, игрок или стиль игры) — суть «сильный», «выигрышный», «правильный», а «лузовый» — это заведомо «проигрышный», «плохой», «слабый». При этом происхождение термина «лузовый» у меня почему-то связалось сначала с биллиардной лузой, чем недопонимание только усилилось, а после – с английским «loser» (неудачник).

    a. VP$IP.

    После того, как я узнал настоящие значения данных терминов («tight» — скупой, плотный, напряженный игрок, вступающий в розыгрыш с незначительным количеством стартовых рук, как правило, наиболее сильных, то есть «играющий тайтово»; «loose» — свободный, раскованный, лузовый игрок, часто вступающий в игру на самых разнообразных стартовых руках, многие из которых являются слабыми; сильные лузовые игроки не боятся входить в игру на слабых руках, надеясь переиграть менее искушенных оппонентов на поздних стадиях торговли), меня почти сразу заинтересовал вопрос: где находятся границы между данными категориями? Что такое игра «тайтовая» и не «тайтовая»? То есть передо мной возникла классическая «задача о куче»: когда «куча» перестает быть «кучей» и, наоборот, когда пять, десять, тридцать … и так далее находящихся вместе чего-либо (спичек, яблок, «коней-людей») становятся просто «кучей»?

    Формулируя точнее, вопрос можно поставить следующим образом: какие значения VP$IP (Vol. Put $ In Pot) при игре за столом с десятью участниками характерны для тайтового игрока? Что такое «сильноположительное математическое ожидание и низкая дисперсионность» с точки зрения спектра играемых TAG-игроком стартовых рук?

    Попробуем разобраться (хотя бы в первом приближении). Сразу оговорюсь, что не имею математического образования, поэтому прошу простить за несколько дилетантский подход к решению поставленных задач. Сам вижу некоторые недочеты и упущения, но вопрос представился интересным, поэтому не боюсь вынести полученные данные на суд читателей (как отправную точку для дальнейших исследований).

    Предварительно – некоторые начальные допущения.

    1. Значение VP$IP (Vol. Put $ In Pot) довольно сильно различается по позициям (чем более поздняя у нас позиция, тем больше стартовых комбинаций мы можем играть), поэтому и предельные для тайтовой игры значения VP$IP мы будем определять для каждой позиции в отдельности.

    2. Считаем, что все игроки, действовавшие до нас, ушли в пас. То есть мы всегда входим в игру первыми, а игроки за нами играют по стратегии, близкой к «идеальному столу»: максимум коллов, минимум пасов и рейзов. При этом не будем учитывать, что при нескольких пасах до нас вероятность сильной руки у оппонентов за нами несколько повышается, так как прочие допущения гораздо сильнее влияют на итоговый результат. Кстати, отметим, что наличие игроков, вошедших в игру до нас, приведет, в общем случае, к снижению нашего VP$IP для данной позиции, то есть никак не повлияет на нахождение предельно высокого VP$IP для того, чтобы наша игра могла считаться тайтовой!

    3. Не будем учитывать влияние способа нашего входа в игру (колл или рейз). Условно считаем, что всегда входим в игру коллом. Безусловно, учет этого фактора для создания реальной стратегии очень важен, но сейчас просто отметим, что в реальной игре вход рейзом, как правило, значительно сокращает число оппонентов, вступающих в игру после нас (скажем, в 3 раза). Учет различия между коллом и рейзом очень непрост, требует сопряжения с размером рейза, глубиной стеков и тому подобных вещей. Отметим лишь, что именно возможность входа рейзом позволяет нам разыгрывать такую руку как разномастные туз-король с первой позиции. Аналогично обстоит ситуация, например, для средних и младших пар на более поздних позициях. Данная тема выходит за рамки этой статьи, хотя некоторые уточнения и дополнения будут внесены при рассмотрении других важных параметров тайтово-агрессивной игры до флопа.

    4. Не будем учитывать влияние блайндов на стратегию игры до флопа. Безусловно, стилинговые ситуации несколько отличаются от обычной игры, а игра малого блайнда против большого вообще стоит особняком. Просто отметим, что реальная стратегия игры в этих ситуациях требует более точных (и значительно более сложных!) расчетов. Полученные цифры для игры против одного или двух оппонентов не отвечают реальной ситуации, когда наши оппоненты (или мы) поставили большой или малый блайнд до начала раздачи. Можно считать, что данные значения можно являются ориентиром при условии борьбы за начальный банк, сформированный без участия игроков, оставшихся в сдаче.

    5. Отметим, что иногда расчетный VP$IP для данной позиции можно незначительно увеличить за счет добавления некоторых комбинаций типа одномастных связок и оверов при отказе от входа в игру на младшей для данного спектра паре. Предпочтение парам при оределении спектра играемых руках отдавалось на основе статистических данных группы довольно успешных тайтовых игроков.

    6. Для каждой позиции за точку перехода положительного матожидания (МО) в «сильноположительное математическое ожидание» примем следующее значение шансов на победу спектра играемых стартовых рук против случайных рук N оппонентов (Ш1):

    Ш1 (%) = 100/(N+1) + N,

    где N – равно числу оппонентов, оставшихся в игре к моменту нашей заявки, 100/(N+1) – «честная доля», % — то есть необходимые шансы на победу для спектра наших стартовых рук, при игре на которых против N случайных рук математическое ожидание равно нулю (МО = 0).

    7. Для каждой позиции введем поправочный «коэффициент успешности». То есть будем считать, что для успешного розыгрыша спектра наших стартовых рук нам недостаточно шансов на победу Ш1 из-за дисперсионных факторов. В целях снижения влияния дисперсии на итоговый результат необходимые шансы на победу для спектра стартовых рук с учетом «коэффициента успешности» будем считать по формуле:

    Ш2 (%) = Ш1 + 100 / M,

    где Ш2 – необходимые шансы с учетом «коэффициента успешности», M – число сдач, вероятность проиграть которые подряд против N оппонентов меньше N %.

    Полученные значения сведем в таблицу 1:

    Кол-во опп-ов (N) Честная доля,

    100/(N+1), %
    Точка «сильно-
    положительного» МО,

    Ш1 = 100/(N+1) + N, %
    Необходимые шансы,

    Ш2 = Ш1 + 100 / M, %
    Число сдач M, вероятность проиграть которые подряд меньше N %
    1 50 51 65.3 7
    2 33.3 35.3 45.2 10
    3 25 28 35.7 13
    4 20 24 30.7 15
    5 16.7 21.7 27.7 16
    6 14.3 20.3 25.3 19
    7 12.5 19.5 24.5 20
    8 11.1 19.1 23.5 22
    9 10 19 23.3 23

    Графически это можно представить следующим образом:

    neobhodimie_shansi.png

    Ориентируясь на приведенные значения, можно сделать вывод, что вклад «коэффициента успешности» возрастает по мере сокращения числа оппонентов. Попробуем определить спектры стартовых рук (VP$IP_1 и VP$IP_2), соответствующих значениям Ш1 и Ш2 для заданного числа оппонентов (с учетом вышесказанных допущений). Результаты представлены в таблице 2:

    Кол-во опп-ов (N) Точка «сильно-
    положительного» МО,

    Ш1 = 100/(N+1) + N, %
    Необходимые шансы,

    Ш2 = Ш1 + 100 / M, %
    Процент играемых стартовых рук, % Примерный спектр стартовых рук при игре тайтово-
    агрессивной (TAG) игре в соответствии с VP$IP_21
    VP$IP_1 VP$IP_2
    1 51 65 87? 272
    44+, A2s+, A4o+, K6s+, K9o+, Q9s+, QTo+, JTs, JTo2
    2 35.3 45.3 81.3 23.4 44+, A2s+, A7o+, K9s+, KTo+, Q9s+, QTo+, J9s+, JTo, T9s
    3 28 35.7 67.7 21.9 66+, A2s+, A8o+, K8s+, KTo+, Q9s+, QTo+, J9s+, JTo, T9s
    4 24 30.7 52.6 17.6 66+, A4s+, ATo+, K9s+, KTo+, QTs+, QJo, JTs, JTo, T9s
    5 21.7 27.7 36.7 12.2 88+, A8s+, ATo+, KTs+, KJo+, QTs+, JTs
    6 20.3 25.3 28.8 8.9 88+, A8s+, AJo+, KJs+, QJs, JTs
    7 19.5 24.5 19.3 5.6 TT+, ATs+, AKo, KJs+, QJs, JTs
    8 19.1 23.5 12.7 3.5 TT+, AKs, AKo
    9 19 23.3 6.8 2.4 JJ+, AKs, AQs3


    Примечания:

    1 — при определении спектра играемых стартовых рук не учитывались специфические особенности входа в игру рейзом (например, резкое сокращение количества оппонентов, входящих в игру после нашего рейза), которые позволяют TAG-игроку несколько модифицировать данный спектр 9прежде всего – в сторону некоторого расширения). Подробнее об этом мы поговорим в соответствующей части, посвященной рейзам до флопа.

    2 — как уже отмечалось, данная формула неприменима для игры 1 на 1, поэтому примерный спектр играемых нами против одного оппонента стартовых рук (VP$IP_1 и VP$IP_2) определен с помощью экстраполяции и носят весьма приблизительный характер.

    3 — отсутствие в спектре стартовых рук при игре против девяти оппонентов разномастных «туза-короля», на первый взгляд, довольно неожиданно, однако математика неумолима – играть эту руку без дофлопового рейза в данной ситуации довольно невыгодно. То есть, если уж мы решили играть разномастные AK с первой позиции – рейз до флопа почти обязателен! Аналогично обстоит ситуация, например, для средних и младших пар на более поздних позициях. Подробнее об этом мы поговорим в соответствующей части, посвященной рейзам до флопа.

    Графически изменение количества играемых стартовых рук представлены на диаграмме «Спектры стартовых рук»:

    spetri_startovih_ruk.png

    Анализируя полученные данные, можем сделать вывод, что VP$IP тайтового игрока на десятиместном столе, как правило, будет составлять 10–15% (мы сможем несколько скорректировать эти цифры при дальнейшем анализе). При этом, чем лучше наша позиция и чем меньше у нас возможных оппонентов, тем чаще мы должны входить в игру (диаграмма «Спектры стартовых рук»). На самом деле, существуют разнообразные разнонаправленные факторы, влияющие на наш VP$IP (их подробный анализ способен превратить этот раздел в отдельную книгу). Например, очень существенным моментом, в общем случае снижающим наш VP$IP, является вход в игру оппонентов перед нами (особенно рейзом). Напротив, возможность (часто – практически необходимость) нашего рейза до флопа, позволяет расширить спектр наших стартовых рук, то есть повысить VP$IP (особенно это актуально для игры в стилинговых ситуациях).

    Рассмотрим, как TAG-игра со стартовым стеком 40–60 больших блайндов выглядит на практике. На данный момент я редко играю на «длинных» столах, да и моя стратегия сейчас несколько отличается от классической тайтово-агрессивной. Длинный стек располагает к более свободной игре, кроме того, на моих любимых сайтах нет десятиместных столов. Поэтому параметры статистики, взятой из Poker Tracker-а, характеризуют, в основном, игру некоторых моих учеников. Позиции в Трекере считаются от баттона к блайндам (баттон = 0).

    Пример 1.

    primer1.jpg

    Пример 2.

    primer2.jpg

    Пример 3.

    primer3.jpg

    Пример 4.

    primer4.jpg


    Пример 5.

    primer5.jpg

    И пара примеров из собственной практики:

    Пример 6 (этот постарее).

    primer6.jpg

    Пример 7 (этот посвежее).

    primer7.jpg

    Не хочу никому навязывать свою точку зрения, но, мне кажется, что подобная TAG-игра способна приносить довольно стабильную прибыль при должной игровой дисциплине. Думаю, что вышеприведенные примеры это подтверждают. Как нетрудно заметить, средний процент входа в игру даже несколько меньше расчетных цифр. Невысокая прибыльность в BB/Hands (выигрыш за сдачу) с лихвой компенсируется возможностью уверенной игры на десяти и более столах (соответственно, возрастает количество сыгранных сдач в единицу времени).

    Теперь, думаю, немного понятнее, что скрывается за сухими цифрами VP$IP того или иного игрока.

    Я намеренно не приводил в этих примерах цифр, касающихся рейзов до флопа. Да и вообще пока по возможности избегал темы дофлопового рейза. Попробуем немного разобраться с этим, очень важным, аспектом игры до флопа в следущем разделе.

    Очень полезная статья
    Статья конечно интересная...
    Но, что то не лежит душа на этот РТ, хотя незнаю, я не играю на длинных столах. И вообще честно говоря я не вижу большого приимущества этой проги... Все конечно понятно, она хорошо все запоминает и счетает, но все эти аспекты не досконально конечно, но вроде откладываются в голове...
    Вот читаю статью и думаю. Когда мы только начинали играть, все было очень просто и страшно. Имей руку и двигай оллин.
    А теперь, прежде чем поставить олл-ин, нужно пройти очень долгий путь. Надо думать.
    Академическая статья. Трудная для восприятия. Но в каждой букве заключен наш путь. Тяжелый путь профессионального игрока.
    Так что, ребята, сто раз подумайте прежде, чем становиться покерным профессионалом. Не так это сладко. Что из этой статьи и видно...
    Никак не осилю статью.
    Как прочту ее все - отпишу обязательно !
    Цитирую Bob:
    Никак не осилю статью.
    Как прочту ее все - отпишу обязательно !

    ...шёл 5й год
    Да. Точно как у меня с Чаконой. Когда закончу ее разучивать, обязательно сам что-то такое напишу!
    то что я искал!!!!!!!!!!!!!!!!!статья отличная!!!Grazie tante!!!!!!!
    Очень полезная статья... Даже мне всё понятно до "TAG глазами РТ". Хотелось бы попроще: ВПИП 10-15% TAG, ВПИП 6-10 % ТPG ну и так далее... Нюансы позже. И для фулл столов и коротких отдельно. А то цифров много - пока цифры смотрю - текст забываю :-)
    ЧИТАЮ РОМУ В 2013 :) а ничего не поменялось...

    "Вот читаю статью и думаю. Когда мы только начинали играть, все было очень просто и страшно. Имей руку и двигай оллин.
    А теперь, прежде чем поставить олл-ин, нужно пройти очень долгий путь. Надо думать.
    Академическая статья. Трудная для восприятия. Но в каждой букве заключен наш путь. Тяжелый путь профессионально го игрока.
    Так что, ребята, сто раз подумайте прежде, чем становиться покерным профессионалом. Не так это сладко. Что из этой статьи и видно..."

    Комментировать могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Хотите зарегистрироваться?

    Еще посты от Сергей Сытников