По просьбе Романа Шапошникова расскажу немного о своём ремесле.
Ещё в школе у меня проявился талант к рисованию. Своими рисунками я откупался от гопников с моего класса. Мои родители хотели чтобы я учился на машиниста — зарплата высокая. Была у меня одна тетрадь, в которой я рисовал что хотел, в основном это были графити. Однажды отчим нашёл эту тетрадь, и решил что я должен поступать в художественный колледж. Моя мать окончила художественную академию, а отец (родной), и его родители, были известными художниками и не только в Украине. Было решено что я должен поступать на реставратора, но так получилось что конкурс был очень велик, и я не проходил по баллам. Мне начали предлагать другие факультеты: сначала предложили скульптуру (ведь моя бабушка известный скульптор), я отказался; потом — худ. обработку дерева, тоже отказался; а вот худ. обработка металла меня чем-то задела.
И вот я становлюсь студентом Львовского Художественного Колледжа им И. Труша. Нас (кузнецов) на первом курсе было 10. И в первый же день, на первой паре мы «случайно» довели до истерики преподавательницу рисунка. За что попали к зам. директора. А на последней паре (живопись) к нам в аудиторию ворвались старший курс, и устроили нам «посвящение» в виде ужасного погрома. И мы опять попали к зам. директора. Он нам сказал что мы переплюнули всех «металлистов» за всю историю колледжа, а потом мы уже сами всячески поддерживали марку.
На первом курсе фактично мы учились холодной ковке, чеканке и слесарному делу. А нормальную, горячую ковку начали учить уже на втором курсу. Было множество смешных и нелепых случаев. Представьте себе: маленькое помещение, 10!!! детей, один кузнечный горн, трое клещей и четыре молотка (два из которых постоянно слетали с ручек). Постоянные ожоги и ушибы. Один оставил заготовку остывать на наковальне — второй взял её в руку.
Одногрупник Вася в нашей мастерской.
Защита дипломных работ (меня здесь нет. защищал отдельно)
Весёлые дни кончились и началась взрослая жизнь. Мне предложили работу в одном кузнечном цеху. В первый день мне сделали маленькую экскурсию по цеху:
- Вот здесь у нас слесари работают. — сказал Аркадий, исполнительный директор.
-Ну думаю вы полуавтоматами варить умеете?- спросил он.
- Да конечно!- в колледже мы учили старые методы ковки (вместо сварки — хомуты и заклёпки, вместо болгарки — ножовка) и сваркой я не умел пользоваться. А от вида полуавтомата у меня глаза на лоб полезли. А в конце он мне показал двух красавцев — кузнечных молотов, инструмент без которого не может быть современной кузницы:
он 2.5 м высоты.
Этот инструмент очень полезный и одновременно очень опасный. Тот что на фото 160ка (масса падающей части 160кг). В соц сетях у меня под этой фотографией такая подпись: «молот 160-ка….немало хороших людей эта дура покалечила». И это чистая правда — неосторожное обращение с этим инструментом имеет фатальные последствия. Несколько смертельных исходов, а искалеченных не счесть (это только в моём городе). Старый кузнец Дядя Вася, а он там проработал 40 лет, боялся по пьяни к нему подходить. Он когда только начинал там, раз решил быстро ударить (расплющить) заготовку, но был сильно пьян и руки с клещами опустил слишком низко….очнулся на следующий день в больнице, клещи выстрелили вверх и раздробили ему челюсть.
Но хватит о плохом. Работа была интересная, хотя мне фактически пришлось переучиваться заново. Делали самые разные вещи. Начиная с заборов, оконных решёток и заканчивая всякой сувенирной мелочью.
и даже такое:
у этого трамвая настоящая только подошва, а весь верх был сделан у нас на кузнице. Заказчики были разные: и крупные фирмы, и частные предприниматели, и даже обычные сельские люди. Логично и цены соответствовали сложности исполняемых работ.
Расскажу немного о технологии ковки:
Металлы делятся на цветные (латунь, медь, алюминий) и чёрные (сталь, чугун). В принципе ковать можно и цветные металлы, как холодной ковкой так и горячей — но это очень сложно. Но для обычной ковки используются стали марок СТ3 и СТ10, это самые «мягкие» из обычных углеродистых сталей. Не куётся только чугун.
Для разогрева заготовок используется кузнечный горн — это фактически чугунная миска с решёткой на которую насыпается уголь и с мощным поддувом снизу. Также используются печи на углю или газе. И каждое утро приходя на работу, я сначала колол дрова, кидал в горн бумагу или картон, сверху дрова и поджигал. А когда дрова уже достаточно сильно горели, насыпал сверху уголь, запускал поддув. Когда уголь становится ярко-красным можно класть туда свои заготовки. Но за ними надо внимательно следить, могут и сгореть — это выглядит завораживающе, как большой бенгальский огонь. Приятного мало когда ты добрых два часа провозился с заготовкой и на самом финише спалил часть заготовки (восстановить можно — но сложно). И вот ты достаёшь разогретый металл, он может быть от ярко-красного цвета, и до соломенно-желтого. Всё зависит от того, что с ним надо делать. В таком виде он становится мягким и послушным, но надо знать предел возможностей материала. Его можно гнуть, скручивать, сплющивать как пластилин, и даже «склеить» вместе — это уже называется «кузнечная сварка» сильнее её ничего нету. По такому принципу делается дамасская сталь.
Наша разогретая заготовка — круглый пруток (как карандаш, или туш для ресниц) длиною примерно в 40см. Мы нагрели половину и сейчас придумаем что же с неё сделать. Есть идея! Кладём её на наковальню, и берём два молотка: один обычный, а второй — кувалда (квадратный, с обеих сторон одинаковый). Обычный мы ставим острой стороной поперёк нашей заготовки, а кувалдой бьём сверху. И так «перебиваем» через каждых 3 сантиметра. И когда мы закончили у нас получилось что-то похоже на гребень (в крокодила допустим). Но наша заготовка остыла и стала вновь твёрдой. Нагреваем повторно. Когда наша заготовка нагрелась до желтого цвета, мы её вытаскиваем из горна, и кладём на наковальню но на этот раз на бок. И кувалдой начинаем расплющивать наш «гребешок», ударов надо много сделать и силы приложить тоже. Конечно если есть молот как на картинке выше, то им хватит сделать удар — два. Расплющили? И действительно получился как гребешок у петуха, только длинный. Теперь с одной стороны сделаем фактуру, для этого острой частью обычного молотка будем хаотично колотить по нашему «гребешку». Чем больше ударов — тем интересней получится фактура. Пофактурили? Ну а теперь нагреем вторую половину заготовки, и будем её «сковывать», тоесть уменьшать её диаметр. Ставим её поперёк наковальни и начинаем бить со всей мочи кувалдой, при этом всё время прокручивая пока не получим такой же диаметр как у стебля розы. Намучились? Но сделали. Теперь сгибаем заготовку посередине (на границе между стебельком и гребешком) под девяносто градусов. Нагреваем «гребешок» и от места сгиба начинаем его накручивать вокруг «стебелька». И вот что получилось:
Потом только плоскогубцами аккуратно отгибать лепестки нашей розы. Вот так выглядит творческий процесс в ковке. А вот и готовое изделие:
Проработал я на этой кузне 2 года, но потом настал «кризис», зарплату задерживали и я уволился. Придя на новую работу сразу получил интересный заказ (там я уже работал за 30% от стоимости заказа) и за первый месяц заработал 1500 долларов. Вот как заказ выглядел (кстати заказчиком был обычный дантист):
козырёк для тренажерного зала. Все гантели — бутафория, сам сделал.
После того как один шеф нас с Бариком (о нём я вспоминал в предидущих записях) на 10 000. Мы и ещё двое работников этой кузницы решили создать собственную и работать только на себя. Мы успешно работали 2 года. Но потом начались ссоры — мол почему я работаю больше всех, а деньги делим поровну. Теперь работаю сам. Работу люблю.
А почему ты говоришь, что ты кузнец? Кузнецы подковы лошадям делают. Ты - Художник по металлу.
з.ы. Роза вообще супер, главное не дарить такие любимым, а то вдруг во время ссоры под руку попадется
Делай бизнес вширь по другим городам и странам!
В Украине "дантисты" крепко зарабатывают в последнее время)
+ то как я себя веду, о чём пишу и как разговариваю полностью не подходит под ассоциации которые возникают при виде моего ника. Правильно?
смутила эта вот неочевидная j. она как бы пропадает и все звучит как "люциферум"?
при этом феррум пишется с двумя "р", если уж на то пошло)
прям клуб одиноких сердец)
Вот поэтому, видимо, мне намного проще общаться с иностранцами, чем с "нашими".