"Игроку всего тяжелее перенести не то, что он проиграл, а то, что приходится заканчивать игру",- любил говаривать мой дед, цитируя, как оказалось, мадам де Сталь.
Разбираясь вчера в коробках с давно уже пожелтевшими фотографиями и книгами на старославянском, которые достались мне в наследство от деда и прадеда, я все-таки нашла их. В уже изрядно потертом от времени атласном зеленом мешочке, сохранившими свой неизменный запах. С истертыми уголками и неизменными лицами. Моя первая колода карт, которую мне принес с работы дед, года так 22 назад. Она всегда приносила мне удачу и, видимо оказалась здесь, среди фото военных лет и каких-то писем только потому, что я, в очередной раз пресекала попытки выбросить ее при переезде. Мои домашние боялись карт и того, что это выльется в не существующую зависимость, как у деда — старого заводского работяги, научившего меня моим первым шулерским фокусам и хватавшегося за голову от моих сумасбродных all-in'ов, которые мило называл «на всё». Дед любил покер. Я любила деда и никогда не спрашивала, где и у кого он научился так играть. В его покере была жизнь и история, если это будет кому-то интересно, я могу рассказать как-нибудь.
Так вот. У меня в руках была старая атласная колода и мне стало любопытно, чем она, собственно говоря, отличается от других, если уж я так люблю рыться в истории и значении карт. Давайте вместе узнаем это.
Итак, перед нами история Атласной колоды. Она кажутся нам на столько привычными, что могли бы появиться и в былинные времена, но звезды распорядились иначе. Эти карты появились в России в 19 веке и у них есть самый реальный автор.
Сама идея придумать и изготавливать «национальные» карты зародилась еще при Екатерина Второй, а претворена в жизнь была при Александре Первом. Что любопытно, доход от продажи карт шел на благотворительность: на него содержалось Ведомство Императрицы Марии, опекавшее детей-сирот. Само изготовление началось в пригороде Санкт-Петербурга, где при Александровской мануфактуре, в 1819 году начала работать Императорская Карточная Фабрика. Целых 20 лет потребовалось на то, чтобы колода стала печататься на русской бумаге и преимущественно русскими мастерами. Директор фабрики стремился улучшить внешний вид карт, устраивал целые конкурсы среди умельцев и отправлял эскизы самому императору. Однако тот консервативно собственной рукой писал:"Не вижу причины переменять рисунки.".
После полной отмены крепостничества произошли перемены и на фабрике. Прежний директор отошел от дел спустя аж 40 лет, были закуплены новые машины и новый руководитель — опытный Винкельман взял все в свои руки. Разработку рисунков новой колоды поручили академикам живописи Адольфу Иосифовичу Шарлеману и Александру Егоровичу Бейдеману. Художники создали несколько эскизов, которые и сегодня являются настоящей жемчужиной карточного музея в Петергофе. На производство же была запущена «колода Шарлеманя», простая, лаконичная и художественно запоминающаяся, которая сделала его имя поистине бессмертным.
Карты были выполнены в 4 цвета: красный, синий, желтый и черный, что обеспечило яркость и четкость. Рисунки Шарлемана были лишены сложных сюжетов или мелких отвлекающих деталей. Атласная колода бы просто обречена на успех. Она не приняла исключительно нового стиля, скорее это была уникальная переработка изображений 17 и 18 веков из северо-немецких колод и еще более древних французских.
Колода Шарлемана обладает благородством и аристократичностью. Вот это было существенно новым: до нее колоды были изнеженными или легкомысленными. Фигуры свободно вписываются и разделяются гармонично. Это по-прежнему венец карточного искусства в России.
Свое ласкающее слух название они приобрели вовсе не величие или цену. Это понятие появилось в середине 19 века из-за талька, которым ценой своего здоровья, при помощи сложных машин рабочие натирали бумагу, ради того, чтобы пальцы игрока могли ощутить эту ни с чем не сравнимую бархатистость и легкость скольжения при тасовке карт. Да и цена была не маленькая 6 рублей за колоду в 52–53 карты, если верить «Прейс-Куранту розничных цен за 1935 год».
Атласные колоды были двух сортов: 1-й, побогаче, поинтереснее и 2-й, для простых смертных, с более простым рисунком, менее плотные и интересные, но не менее знаменитые.
Скончался создатель колоды в 1901 году. Он оформил не один бал-маскарад, не одно мероприятие императорского двора, но прославили его всего лишь игральные карты, которые сегодня есть в каждом доме. Это ли не счастье, когда твое детище знают и любят тысячи человек на протяжение смены уже нескольких поколений? Об этом мечтает каждый творец и теперь мы знаем историю и нашего карточного мастера.
это одна из колод 1-го сорта
это уже 2-й сорт, как видно, карты прорисованы не столь тщательно и даже рубашка проще, такие карты могли позволить себе все.
это одна из колод 1-го сорта
это уже 2-й сорт, как видно, карты прорисованы не столь тщательно и даже рубашка проще, такие карты могли позволить себе все.
Что забавно, Шарлемань был академиком живописи, получал медали за свои картины, а наибольшую славу приобрел нарисовав эскизы игральных карт.
Кстати, кроме атласных, он создал эскизы для пасьянсных карт и колоды которая называлась "новые фигуры"