… И вот оно. Мозаика собралась…
В этой записи речь пойдет о трех вещах: шахматы, фильм «Револьвер» и серендипити. Первые две будут косвенно связаны с покером, потому что речь пойдет о психологии разводок, на мой взгляд важной для этой карточной игры. А последнее, интересный термин, с которым только познакомился, объясняет, как родилась эта запись.
Ранее в своих записях, опираясь на мнение Р. Шапошников, сравнивал шахматы и покер. Там говорилось, что в шахматах психология мало значима, т.к. вся информация на доске (вся информация открыта). Одновременно с этим я раздумывал сделать запись о шахматном корифее, который устраивал психологическую борьбу в этой логической игре.
Его имя Эмануэль Ласкер.
Эксперты, анализируя игру Ласкера, выявили закономерность (постоянную или в какой-то определенный период в моем источнике не уточняется), что этот шахматист на протяжении всего турнира, в каждой партии мог висеть над пропастью неминуемого поражения. Но в конце концов неизменно одерживал мистическую победу. Это была не случайность. По идее, мой читатель, Вы уже должны быть заинтригованы. Но предупреждаю, что, узнав секрет фокуса, зритель нередко в нем разочаровывается и огорчается улетучиванию мысли о реальной магии, словно ребенок разочаровывается, когда узнает правду о Деде Морозе.
Его имя Эмануэль Ласкер.
Эксперты, анализируя игру Ласкера, выявили закономерность (постоянную или в какой-то определенный период в моем источнике не уточняется), что этот шахматист на протяжении всего турнира, в каждой партии мог висеть над пропастью неминуемого поражения. Но в конце концов неизменно одерживал мистическую победу. Это была не случайность. По идее, мой читатель, Вы уже должны быть заинтригованы. Но предупреждаю, что, узнав секрет фокуса, зритель нередко в нем разочаровывается и огорчается улетучиванию мысли о реальной магии, словно ребенок разочаровывается, когда узнает правду о Деде Морозе.
Стратегия Ласкера была следующая. Перед началом партии он тщательно изучал стиль, стратегию, тактику игры оппонента. Банально. В самой партии Ласкер умышленно «скармливал маленькие кусочки». Оппонент как бы понемногу начинал выигрывать. И вот победа для оппонента уже не за горами. На доске это и было видно. Но это только поверхностная информация. Однако, капнув глубже, оказывалось, что для того, чтобы взять фигуру или позицию, оппоненту приходилось отказаться от своей тактики и стратегии. Он выходил за рамки своего стиля, за границы своей привычной игры. И так ход за ходом. Противник просто утопал в болоте, не замечая этого. В фигурах оппонента начиналась неразбериха (для самого шахматиста). И тут захлопывался капкан, подстроенный Ласкером. В такой ситуации наш корифей легко одерживал верх. Потому что позиции, стиль, темп, все было в распоряжении Ласкера при полном смятении и моральном подавлении оппонента.
Как я сказал, публикация этой записи затянулась на неопределенный срок. В течение этого времени я зашел на форум, в тему «Цитаты…». И там увидел цитату из фильма «Револьвер»: «— Как ты выигрываешь?— Все очень просто. Ты делаешь основную работу, а я тебе лишь помогаю. Я должен скармливать тебе маленькие кусочки, заставляя поверить, что ты сам их выиграл. Потому что ты умён, а я, стало быть, глуп. В каждой игре всегда есть тот, кто ведёт партию, и тот, кого разводят. Чем больше жертве кажется, что она ведёт игру, тем меньше она её в действительности контролирует. Так жертва затягивает на своей шее петлю, а я, как ведущий игру, ей помогаю». И я подумал, что это один в один по Ласкеру. И в фильме речь шла о психологии разводок в комбинации с шахматами. А меня еще тогда фильм впечатлил. И вот оно. Мозаика собралась.
А феномен сбора такой мозаики называется серендепити, что означает инстинктивная, или интуитивная прозорливость; термин, обозначающий способность, делая глубокие выводы из случайных наблюдений, находить то, чего не искал намеренно. Ведь изначально я просто хотел написать об использовании психологии в шахматах. Но это оказалась целая наука об искусстве (мастерство) разводить «жертву». Забавно: наука об искусстве = ) Добавлю ка я туда слово «мастерство» в скобках. Мне показалось, что это может быть кому-то интересно. В википедии, в разделе «интересные факты» о фильме «Револьвер» этого не упоминается. Может кто любит редактировать там статьи. Вот Вам инфо.
И у меня есть гипотеза, что эта стратегия применима в покере. Может только предварительно адаптированная под эту игру.
И на последок самые сливки о психологии разводок из выше упомянутого фильма в видео внизу (2 мин 29 сек).
Но сейчас до меня дошло. Часть читателей, которые не смотрели фильм "Револьвер", могут меня не понять.. = (
Чуйка, что ли?
Единственное мистическое исключение - последняя партия матча за звание Чемпиона мира против Шлехтера, где у Шлехтера поехала крыша. Хотя, поздние исследования показали, что и здесь дело было не в психологии, а в очень плохом неофициальном договоре на этот матч для претендента.
Если интересно, саму партию здесь можно посмотреть http://moscow2012.fide.com/history/89. А интересующиеся подоплекой итд - погугглите.
Фильм "Револьвер" тоже наивный?
Статья интересная.
Следующая запись об интуиции и логике. Я получу фид-бэк? Насколько мое видение будет наивно и "слабо"? = ) Мне казалось я классно и умно все описал. А оказывается можно еще глубже и более зрело. = ) Есть к чему стремиться.