«Истерик на коне, припадочный самодержец пустыни, теперь из мглистой дали Востока он смотрит на нас своими выпученными глазами страшилища». Смотрел тогда. Смотрит и сейчас.
— Баба — она что? Баба — она бывает ручная, ну и дизель-баба. Ручная для утрамбовки, а дизельная — сваи заколачивать. На керосине работает. А ручную и самому сделать можно — берешь бревно, отпиливаешь и прибиваешь гвоздями палку. Записали? Теперь шинеля, — полковник Епифанов, который преподавал нам в архитектурном военное дело, читал лекции без переходов от одной темы к другой. — Идет бой. Вы в атаке, и надо преодолеть проволочное заграждение. Но зима. Вы снимаете и кидаете на проволоку свои шинеля, по ним преодолеваете, значит, препятствие и — в атаку. А про шинеля больше не думаете, вы за них материально не отвечаете.
— А если ранят? — спросил я. — И если ранят, не отвечаете. — А если убьют? — И если убьют, не отвечаете. Все заржали. — Фамилия? — спросил меня Епифанов. — Данелия. — Идите и доложите генералу, что я вас выгнал с занятий. — Товарищ полковник, я больше не буду. Это я случайно, не подумав... — Я не ваша мама, Данеля. Идите. Генерала назначили к нам заведовать военной кафедрой недавно. И все его боялись, говорили — зверь, чуть что не так — сразу выгоняет из института. Идти к нему мне не хотелось, но куда деваться — пошел. Перед дверью генеральского кабинета застегнул пиджак и верхнюю пуговицу на рубашке (рубашка была мне мала, и шею сдавило так, что трудно было дышать). Постучал. — Да? Я открыл дверь. За столом сидел маленький тщедушный старичок в генеральской форме и что-то писал. — Товарищ генерал, разрешите войти? — Войдите. Я, чеканя шаг, подошел к столу: — Разрешите доложить, товарищ генерал! — Докладывайте. — Студент третьего курса Данелия явился доложить, что полковник Епифанов его выгнал с занятия! Генерал поднял голову, посмотрел на меня выцветшими голубыми глазами и забарабанил пальцами по столу. “Сейчас вышибет из института”, — понял я. — Ты вот что, сынок... — сказал генерал. — Ты на него не обижайся. Он контуженый. У него под Черниговом парашют не раскрылся.
Георгий Данелия "Безбилетный пассажир"
прям вот вообще лучшее, что мне довелось прочитать за последнее время. там три книги на самом деле, я купила бумажном виде и запоем прочитала их все, получила просто бешеное удовольствие. классное издание, приятное на глаз и на ощупь, прекрасно написанные воспоминания о жизни и кино - легко, тонко, тепло, светло, иронично и по-доброму. вообще потрясающее чувство юмора у человека, там и смешно местами до слез, и иногда грустно тоже до слез. и еще оказалось очень интересно наблюдать, как двигалась история от СССР до наших дней с точки зрения советского режиссера. Данелия мегаталантище, тут и спорить не о чем. короче, прям реально классное средство для поднятия настроения и вообще просто безумно интересно.
Москва. Зима. Снег. Мальчик игpает в футбол. Вдpуг — звон pазбитого стекла. Выбегает двоpник, суpовый pусский двоpник с метлой, и гонится за мальчиком. Мальчик бежит от него и думает:
"Зачем, зачем это все? Зачем весь этот имидж уличного мальчишки, весь этот футбол, все эти дpузья? Зачем??? Я уже сделал все уpоки, почему я не сижу дома на диване и не читаю книжку моего любимого писателя Эpнеста Хемингуэя?"
Гавана. Эpнест Хэмингуэй сидит в своем кабинете на загоpодной вилле, дописывает очеpедной pоман и думает:
"Зачем, зачем это все? Как все это надоело, эта Куба, эти пляжи, бананы, сахаpный тpостник, эта жаpа, эти кубинцы!!! Почему я не в Паpиже, не сижу со своим лучшим дpугом Андpе Моpуа в обществе двух пpелестных куpтизанок, попивая утpенний апеpитив и беседуя о смысле жизни?"
Паpиж. Андpе Моpуа в своей спальной, поглаживая по бедpу пpелестную куpтизанку и попивая свой утpенний апеpитив, думает:
"Зачем, зачем это все? Как надоел этот Паpиж, эти гpубые фpанцузы, эти тупые куpтизанки, эта Эйфелева башня, с котоpой тебе плюют на голову! Почему я не в Москве, где холод и снег, не сижу со своим лучшим дpугом Андpеем Платоновым за стаканом pусской водки и не беседую с ним о смысле жизни? «
Москва. Холод. Снег. Андpей Платонов. В ушанке. В валенках. С метлой. Гонится за мальчиком и думает:
»Бл@ть, догоню — убью нах@й!!!"
Главный Редактор. PokerMoscow в апреле. Джеймс Кук и немного антропологии
Джон Стейнбек о поездке в СССР. К этому времени он обзавелся пышной рыжей бородой (что важно для рассказа): "Зашел я в гастроном посмотреть, что продают. Пока стоял, подошел ко мне человек и начал что-то говорить. Ну, я по-русски ни слова не знаю, а он понял, выставил один палец и говорит «рубль, рубль!». Ну, я понял, что ему нужен рубль. Я дал ему. Он так выставил ладонь, мол, стой, куда-то ушел, очень быстро вернулся с бутылкой водки, сделал мне знак, чтобы я пошел за ним. Вышли из магазина, зашли в какой-то подъезд, там его ждал еще человек. Тот достал из кармана стакан, этот ловко открыл бутылку, налил стакан до краёв не проронив ни капли, приподнял его, вроде как салют, и залпом выпил. Налил еще и протянул мне. Я последовал его примеру. Потом налил третьему, и тот выпил. После этого он вновь выставляет палец и говорит «рубль!». Я ему дал, он выскочил из подъезда и через три минуты вновь появился с бутылкой. Ну, повторили всю процедуру и расстались лучшими друзьями. Я вышел на улицу, соображаю плохо, сел на обочину. Тут подходит ваш полицейский и начинает мне что-то выговаривать. Видно, у вас сидеть на обочине нельзя. Я встал и сказал ему единственное предложение, которое я выучил по-русски: «Я – американский писатель». Он посмотрел на меня, улыбнулся во всё лицо и бросился обнимать меня, крикнув «Хемингуэй!!!». Ваша страна единственная, в которой полицейские читали Хемингуэя".
С варварами всякий грек был и будет в вечной войне, ибо не что-либо изменчивое и временное, а непреложный закон природы заставляет их питать взаимную вражду.
Тит Ливий. История от основания Города
Ну чо, две с лишним тысячи лет долой. Все течет - ничего не меняется.
Но именно: отсутствие у крестьян подлинно своей, ощутимо своей земли и подрывает его уважение ко всякой чужой собственности. Крепкий крестьянин на своей земле – преграда для всякого разрушительного движения, для всякого коммунизма, то-то все социалисты так надрываются – не выпускать крестьянина из плена общины, не дать ему набрать сил. (Да и скученная жизнь в деревне облегчает работу агитаторов).
В этих нетерпеливых рывках творить законодательство без парламента можно видеть и следствие выкидышного рождения виттевской конституции в России, недозрелости её и её исполнителей, – но просвечивало и предвещение тех великих испытаний, которые потом наслал XX век на все парламентские системы мира, того кузнечного испытания на прочность и поворотливость, какие нужны раскалённому железу под молотом, а Россию эти испытания лишь постигли ранее всех других и менее всех подготовленной. О верном соотношении парламентской процедуры и личной воли ответственного правителя – вывод основательный осторожнее будет отложить до начала XXI века.
Да куда ж им было соревноваться с революционерами? Те жертвовали своими жизнями в 18-25 лет, шли на безусловную смерть, только бы выполнить задуманное. Эти – в 40, 50 и даже 70 лет почти поголовно думали об одной карьере, а значит – о своём непременном сохранении для нее. Думать о России – среди них было почти исключение, думать о кресле – почти правило. Они не давали себе напряжения соображать, медлили в действиях, нежились, наслаждались досугом, умеренно сияли в своих обществах, интриговали и сплетничали. Что же парило над ними? Показное православие (чтобы как у всех, они все регулярно отстаивали церковные литургии) да преданность Государю как лицу, от которого зависит служба. Как же могли они не проиграть России? Все их служебные помыслы были напряжённое слеженье за системой перемещений, возвышений и наград – разве это не паралич власти?
Я же сказал, что слог нравится Исаевича. Я читал архипелаг .
О,красавец. От себя должен добавить, что ты, пожалуй, один из очень-очень немногих, кому нравится слог Солженицына. Как про джаз говорят музыканты. Музыка, которую очень классно играть, но очень тяжело слушать. Он ведь действительно реинкарнация Достоевского. До мельчайших деталей. Втч и в слоге.
Не знаю, мне кажется это что-то интуитивное. Не могу сравнить их, архипелаг мне был допустим интересен, а бесы просто захлестнули. Это как в свое время при горби пошли фильмы, убить дракона, да интересно, а вот кукушкино гнездо над которым пролетели, просто прибил.Вот что-то стреляет в тебя ,а что-то просто интересно. Скорее всего это зависит от тогдашнего психологического состояния. Хотя есть и чисто литературное, как допустим для меня Набоков. Вот мне совершенно плевать на либидную составляющую лолиты, он так сплетает русское слово во фразы и предложения. что в этом оргазм для меня. А еще может быть возраст... Я вот неделю назад пересмотоел Сталкера(первый раз смотрел лет 25 назад, ну че типа неплохо), сейчас же был в ауе. это грандиознейшее полотно, именно полотно, оператор, композитор, актеры все просто пипец. До этого ностальгия был любимым фильмом( Янковский просто грандиозен, кстати надо пересмотреть). Так что ничто не вечно под луной, и наши чувства тоже. О джазе, это тоже чувства, или чувствуешь это все или нет(я так думаю).
Всё тою же цепенеющей, неподвижной идеей – как задержать развитие, как оставить жизнь прежнею, переходила российская власть в новый XX век, теряя уважение общества, возмущая бессмыслицей порядка управления и ненаказуемым произволом тупеющих местных властей
Солженицын. Красное колесо. Узел II Октябрь Шестнадцатого
Нашёл бесплатные варианты всего товарища Быкова рекоммендованные. Восхищение не разделяю, но восхищён - если коротко. При всех плюсах - фактология хромает, особенно когда касается общих тем. Он строит с лёгкостью непростые эрудически и логически теории на впечатлении или псевдофактах слишком уж часто, хотя самой способностью строить и подавать свои мысли не восхищаться тяжело. Если сейчас сказать слово "например", то нам придётся перейти в ветку Политика.
Хотя, есть один вариант без перехода. Для меня "Остров Крым" остался выдающейся книженцией, образцом русскоязычной антиутопии, но ни фига не пророческой.
Цитата
Если сейчас сказать слово "например", то нам придётся перейти в ветку Политика.
Давай. Говори слово "например" и расскажи свои соображения. Интересно
Цитата
Для меня "Остров Крым" остался выдающейся книженцией, образцом русскоязычной антиутопии, но ни фига не пророческой.
Не пророческой? Если под этим понимать буквальное совпадение событий, то конечно - да. Крым ведь не остров и в Гражданской войне не устоял. Если же понимать нечто более широкое - скажем, совокупность интуитивных озарений, угадывание основных вопросов ближайшего будущего и способы их разрешения - то совпадение полное. Вобщем, что не так, как у Аксенова, на твой взгляд?