От редакции: Этим постом Романа Шапошникова я открываю новую рубрику «Архив», подробно писала об этом здесь. Логика, по которой я делаю перепост, мне и самой не понятна, поэтому не ищите особых смыслов, просто наслаждайтесь (или как пойдет ) материалами прошлых лет.
Редко, когда у меня возникает склонность к откровенности, я даю искренний ответ. Мне не нравится никакой вид покера. Я вообще не люблю покер. И это правда.
При этом я много и плодотворно работаю в покере. И сам, и с командой, и с учениками. Работаю на совесть и могу сказать точно, что деньги никогда не были моей движущей силой. Это тоже правда.
Все, как в анекдоте про раввина. И мне хотелось бы объяснить этот парадокс. Привлечь внимание читателей к такому странному факту, поскольку полагаю, что подобные противоречия подстерегают многих покерных игроков, чья карьера длится хотя бы лет пять. Более того, любой человек, много времени занимающийся одной деятельностью, также испытывает подобный дискомфорт – это достаточно распространенный личностный кризис. Поэтому я хочу найти оправдание занятиям покером – герметичной и бесплодной деятельности, в которую тысячи людей вбухивают всю свою энергию и душевные силы. Как в пропасть!
Русский историк Лев Гумилев, основатель теории этногенеза, ввел и всесторонне обосновал концепцию пассионарности, которая на мой взгляд удивительно хорошо подходит для иллюстрации того, как и из кого формируется покерное сообщество.
Краткая справка о концепции пассионарности. Гумилев определяет пассионарность как «способность индивида совершать целенаправленную работу по изменению своего окружения». По сути, это «активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели, зачастую иллюзорной, и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели». Природа явления по большому счету неизвестна. Кое-какие догадки имеются у Вернадского. Гумилев выдвигает версию о микромутациях, но это опять только некие предположения. Блестящие исторические труды автора, понятные и увлекательные, рекомендую всем читателям. Здесь же опишу суть концепции простыми словами.
Короче так. В любом сообществе есть люди, у которых шило в одном месте. Пока их мало, все идет своим чередом – обыватели в свое удовольствие живут, неспокойные в свое удовольствие нарываются на неприятности. Проблемы начинаются, когда таких неспокойных оказывается слишком много. Серьезные проблемы. На уровне сообщества это разборки со стрельбой или резней, в зависимости от степени технического развития данного общества. На уровне геополитическом иногда рождается новый этнос. Процесс обычно протекает бурно, сопровождается экспансией на окружающие народы и земли, кровопролитными войнами и при удачных обстоятельствах заканчивается основанием нового государства. В ходе этих бурных событий число неспокойных обладателей шил в одном месте стремительно сокращается, поскольку именно они-то и гибнут в первую очередь во внутренних разборках и внешних войнах.
А раз так, то круг замыкается. Выжившие обыватели, помня пережитые ужасы, в первом поколении всего стремаются. Во втором — они постепенно поднимают голову и расправляют плечи. В третьем – встревоженное болото окончательно успокаивается и ряска над ним затягивается. Покой длится до следующего пассионарного толчка, когда за счет непонятных мутаций, странных и пока неизученных, число пассионариев возрастет до критического.
А это процесс долгий. Очень долгий. Где оказываются эти самые пассионарии в период времени с затянувшейся над болотом ряски до следующего пассионарного взрыва? Империи, существовавшие в исторический период, нашли отличное место для таких парней. Они выдавливаются на окраины ареала этноса, то есть на границы государства, где к великому удовольствию всех добропорядочных обитателей «болота» рубятся с такими же отчаянными головорезами, но только с окраин соседних государств. Великое войско Донское, Запорожская сечь, Ермак сотоварищи – наш российский опыт такого подхода.
Однако пассионарность – это не синоним хулиганства. Отнюдь не все пассионарии – отчаянные головорезы с богатырским здоровьем. И отнюдь не все времена могут позволить себе такую роскошь как «окраина государства». Например, сейчас в Европе да и в Европейской части России плотность населения огромная, урбанизация и глобализация достигла предела – МакДональдс в каждой деревне – ну нет окраин и все тут! Куда податься пассионарию?
Ответ напрашивался и нашелся сам собой. Раз нет возможности обособиться географически, надо обособляться социально. Так появляются маргиналы – люди, которые в силу личных особенностей и способностей не хотят мириться с жизнью в болоте и занудным ежедневным кваканьем, и оказываются вытесненными из болота на его окраины. По сути, на сухую и пригодную для жизни землю. Во времена пассионарного взрыва они гарантированно оказались бы в орде Чингис – хана, во времена спокойные, но древние, ушли бы с Ермаком. А сейчас? Еще следите за моей мыслью?! Переходим к покеру.
Современное, цивилизованное, европейское общество прекрасно и возмутительно в своей простоте. Правила игры элементарны и нелепы. Современный белый европеец должен пройти школьный курс и сдать экзамен, пройти институтский курс и сдать экзамен, тридцать-сорок лет протирать штаны в офисе, дурея от скуки и карьерных переживаний. За это время принято набрать кредитных долгов, купить дом, родить детей и, высунув язык и выпучив глаза, работать на покрытие кредита. Потом умереть. Так и не пожив. Интеллект и воля не поощряются. Ни при каких обстоятельствах.
Проказа активно пробирается и в Россию. Это уж как водится – когда рушатся плотины, в том числе и железные занавесы, первым делом в образовавшуюся брешь льются нечистоты.
Так что у нас уже выросло поколение людей с ментальностью мелких лавочников. И половых, которые в этой лавке обсчитывают клиентов и заодно подворовывают. А пассионарии, между прочим, в это же время либо свалили за кордон, либо перестреляли друг друга на «стрелках».
Если вам посчастливится в течение первых шестнадцати лет жизни обнаружить в себе некоторую самоценность, вы с большой вероятностью окажетесь среди маргиналов. Маргинальные сферы сегодняшнего общества суть наука, искусство и спорт. Достижения именно в этих областях не имеют никакой практической ценности и по сути своей являются игровой деятельностью. ИГРОЙ.
Покер – частный случай такой игры.
Попасть в покер просто по желанию невозможно. Необходимы качества. Способности к высокому интеллектуальному и волевому напряжению. Пассионарность.
А уж если эти качества в вас присутствуют, и вам удастся закрепиться в покере – это счастливый билет. Вы автоматически выпадаете из «золотого миллиарда». И попадаете в «платиновые сто тысяч». Вы больше не спица в колесе пресловутого прогресса. И даже не палка в этом колесе. Вы просто сошли с колесницы. Вам больше не надо никуда нестись. У вас амнистия, вы больше не в стаде. Наслаждайтесь тишиной и покоем — отара унеслась. Ваши экономические отношения с обывателями упростились до предела – свелись к тривиальному отъему денег. И, строго говоря, для общества такое положение дел возмутительно. И оно бы радо было вернуть вас в отару. Но нет возможности. Вы человек-невидимка. Или даже так. Помните гоголевского «Вия»? Как философ Хома Брут начертил на полу церкви круг, в который не могла вступить нечистая сила?
Здесь и кроется разгадка того парадокса, который я описал в начале беседы. Я не люблю покер. Мне не интересно проводить долгие часы в прокуренном помещении, выслушивать ругань и жалобы, участвовать в постылых пересудах одних и тех же надоевших историй, кто, кого и как переехал, и т.п.
Зато мне интересно встречаться с друзьями, пить хорошие вина, читать хорошие книги, слушать хорошую музыку и путешествовать по нашей прекрасной стране. И многие другие вещи.
А для этого нужны деньги. Где их взять? Обывателю предлагается стандартная разводка – подыхать в офисе. Крысиные бега длиною в жизнь. Но я не обыватель. Я маргинал. И мне не нужны ни офисы, ни социальные иерархии. Я сам заберу то, что мне нужно. А нужно мне немного. Зато я заберу это точно. Когда захочу и как захочу.
И возможность эту предоставляет мне не покер. А пассионарность. Не было бы покера, было бы что-то другое. Люди очень самолюбивы и всегда найдут игровое поле для состязаний в воле и интеллекте.
Вот что мне дорого. Способность к интеллектуальному и волевому напряжению, возможность применить ее в бою и драгоценное право жить и наслаждаться солнцем, небом, водой и землей. А не болотом.
С.С.
21 марта 2008 года
Редко, когда у меня возникает склонность к откровенности, я даю искренний ответ. Мне не нравится никакой вид покера. Я вообще не люблю покер. И это правда.
При этом я много и плодотворно работаю в покере. И сам, и с командой, и с учениками. Работаю на совесть и могу сказать точно, что деньги никогда не были моей движущей силой. Это тоже правда.
Все, как в анекдоте про раввина. И мне хотелось бы объяснить этот парадокс. Привлечь внимание читателей к такому странному факту, поскольку полагаю, что подобные противоречия подстерегают многих покерных игроков, чья карьера длится хотя бы лет пять. Более того, любой человек, много времени занимающийся одной деятельностью, также испытывает подобный дискомфорт – это достаточно распространенный личностный кризис. Поэтому я хочу найти оправдание занятиям покером – герметичной и бесплодной деятельности, в которую тысячи людей вбухивают всю свою энергию и душевные силы. Как в пропасть!
Русский историк Лев Гумилев, основатель теории этногенеза, ввел и всесторонне обосновал концепцию пассионарности, которая на мой взгляд удивительно хорошо подходит для иллюстрации того, как и из кого формируется покерное сообщество.
Краткая справка о концепции пассионарности. Гумилев определяет пассионарность как «способность индивида совершать целенаправленную работу по изменению своего окружения». По сути, это «активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели, зачастую иллюзорной, и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели». Природа явления по большому счету неизвестна. Кое-какие догадки имеются у Вернадского. Гумилев выдвигает версию о микромутациях, но это опять только некие предположения. Блестящие исторические труды автора, понятные и увлекательные, рекомендую всем читателям. Здесь же опишу суть концепции простыми словами.
Короче так. В любом сообществе есть люди, у которых шило в одном месте. Пока их мало, все идет своим чередом – обыватели в свое удовольствие живут, неспокойные в свое удовольствие нарываются на неприятности. Проблемы начинаются, когда таких неспокойных оказывается слишком много. Серьезные проблемы. На уровне сообщества это разборки со стрельбой или резней, в зависимости от степени технического развития данного общества. На уровне геополитическом иногда рождается новый этнос. Процесс обычно протекает бурно, сопровождается экспансией на окружающие народы и земли, кровопролитными войнами и при удачных обстоятельствах заканчивается основанием нового государства. В ходе этих бурных событий число неспокойных обладателей шил в одном месте стремительно сокращается, поскольку именно они-то и гибнут в первую очередь во внутренних разборках и внешних войнах.
А раз так, то круг замыкается. Выжившие обыватели, помня пережитые ужасы, в первом поколении всего стремаются. Во втором — они постепенно поднимают голову и расправляют плечи. В третьем – встревоженное болото окончательно успокаивается и ряска над ним затягивается. Покой длится до следующего пассионарного толчка, когда за счет непонятных мутаций, странных и пока неизученных, число пассионариев возрастет до критического.
А это процесс долгий. Очень долгий. Где оказываются эти самые пассионарии в период времени с затянувшейся над болотом ряски до следующего пассионарного взрыва? Империи, существовавшие в исторический период, нашли отличное место для таких парней. Они выдавливаются на окраины ареала этноса, то есть на границы государства, где к великому удовольствию всех добропорядочных обитателей «болота» рубятся с такими же отчаянными головорезами, но только с окраин соседних государств. Великое войско Донское, Запорожская сечь, Ермак сотоварищи – наш российский опыт такого подхода.
Однако пассионарность – это не синоним хулиганства. Отнюдь не все пассионарии – отчаянные головорезы с богатырским здоровьем. И отнюдь не все времена могут позволить себе такую роскошь как «окраина государства». Например, сейчас в Европе да и в Европейской части России плотность населения огромная, урбанизация и глобализация достигла предела – МакДональдс в каждой деревне – ну нет окраин и все тут! Куда податься пассионарию?
Ответ напрашивался и нашелся сам собой. Раз нет возможности обособиться географически, надо обособляться социально. Так появляются маргиналы – люди, которые в силу личных особенностей и способностей не хотят мириться с жизнью в болоте и занудным ежедневным кваканьем, и оказываются вытесненными из болота на его окраины. По сути, на сухую и пригодную для жизни землю. Во времена пассионарного взрыва они гарантированно оказались бы в орде Чингис – хана, во времена спокойные, но древние, ушли бы с Ермаком. А сейчас? Еще следите за моей мыслью?! Переходим к покеру.
Современное, цивилизованное, европейское общество прекрасно и возмутительно в своей простоте. Правила игры элементарны и нелепы. Современный белый европеец должен пройти школьный курс и сдать экзамен, пройти институтский курс и сдать экзамен, тридцать-сорок лет протирать штаны в офисе, дурея от скуки и карьерных переживаний. За это время принято набрать кредитных долгов, купить дом, родить детей и, высунув язык и выпучив глаза, работать на покрытие кредита. Потом умереть. Так и не пожив. Интеллект и воля не поощряются. Ни при каких обстоятельствах.
Проказа активно пробирается и в Россию. Это уж как водится – когда рушатся плотины, в том числе и железные занавесы, первым делом в образовавшуюся брешь льются нечистоты.
Так что у нас уже выросло поколение людей с ментальностью мелких лавочников. И половых, которые в этой лавке обсчитывают клиентов и заодно подворовывают. А пассионарии, между прочим, в это же время либо свалили за кордон, либо перестреляли друг друга на «стрелках».
Если вам посчастливится в течение первых шестнадцати лет жизни обнаружить в себе некоторую самоценность, вы с большой вероятностью окажетесь среди маргиналов. Маргинальные сферы сегодняшнего общества суть наука, искусство и спорт. Достижения именно в этих областях не имеют никакой практической ценности и по сути своей являются игровой деятельностью. ИГРОЙ.
Покер – частный случай такой игры.
Попасть в покер просто по желанию невозможно. Необходимы качества. Способности к высокому интеллектуальному и волевому напряжению. Пассионарность.
А уж если эти качества в вас присутствуют, и вам удастся закрепиться в покере – это счастливый билет. Вы автоматически выпадаете из «золотого миллиарда». И попадаете в «платиновые сто тысяч». Вы больше не спица в колесе пресловутого прогресса. И даже не палка в этом колесе. Вы просто сошли с колесницы. Вам больше не надо никуда нестись. У вас амнистия, вы больше не в стаде. Наслаждайтесь тишиной и покоем — отара унеслась. Ваши экономические отношения с обывателями упростились до предела – свелись к тривиальному отъему денег. И, строго говоря, для общества такое положение дел возмутительно. И оно бы радо было вернуть вас в отару. Но нет возможности. Вы человек-невидимка. Или даже так. Помните гоголевского «Вия»? Как философ Хома Брут начертил на полу церкви круг, в который не могла вступить нечистая сила?
Здесь и кроется разгадка того парадокса, который я описал в начале беседы. Я не люблю покер. Мне не интересно проводить долгие часы в прокуренном помещении, выслушивать ругань и жалобы, участвовать в постылых пересудах одних и тех же надоевших историй, кто, кого и как переехал, и т.п.
Зато мне интересно встречаться с друзьями, пить хорошие вина, читать хорошие книги, слушать хорошую музыку и путешествовать по нашей прекрасной стране. И многие другие вещи.
А для этого нужны деньги. Где их взять? Обывателю предлагается стандартная разводка – подыхать в офисе. Крысиные бега длиною в жизнь. Но я не обыватель. Я маргинал. И мне не нужны ни офисы, ни социальные иерархии. Я сам заберу то, что мне нужно. А нужно мне немного. Зато я заберу это точно. Когда захочу и как захочу.
И возможность эту предоставляет мне не покер. А пассионарность. Не было бы покера, было бы что-то другое. Люди очень самолюбивы и всегда найдут игровое поле для состязаний в воле и интеллекте.
Вот что мне дорого. Способность к интеллектуальному и волевому напряжению, возможность применить ее в бою и драгоценное право жить и наслаждаться солнцем, небом, водой и землей. А не болотом.
Мне очень близок твой подход, к вопросу
Привет маргиналам...
И все-таки - первые два часа почти любой игровой сессии мне нравятся и меня увлекают. А дальше - как в статье.
Но я еще не до конца выговорился. В следующей серии мы рассмотрим этих самых пассионариев. И увидим, что на самом деле они не те, кем кажутся. И не таковы, какими я их описываю здесь.
И еще раз: огромное спасибо тем, кто читает мои статьи и тем, кто пишет на них отзывы - положительные и отрицательные. Без вашего внимания мне было бы очень трудно работать.
Мне кажется далеко не глупые люди!?
Про покер почти реклама. Хотя конечно покер как профессия даёт больше свободы в плане места жительства, но врядли больше в плане свободного времяни.
Мне нравится и покер и медицина (чем я сейчас и занимаюсь - играю в покер и учусь в меде) но однозначно любая из этих облостей деятельности поглотит полностью не оставив места на филосовские книжки только дай. а искуственно ограничивая себя в времяни на изучение едицины или покера или чего-то ещё и проводя это время с вином и друзьями автоматом тормозишь свой рост.
в этом плане офис - клондайк.
Отсидел - и хочешь - домой читать труды учёных мужей, хочешь свои пиши, хочешь - к друзьям.
В конечном счете, это яркое, до рези в глазах, видение проблемы, которым хочется поделиться со всеми. И отчасти гордость выбранным путем. И отчасти гордыня. А еще я хочу, чтобы бездельники всех мастей, уверенные в своем праве на безделье, прочли и задумались или ужаснулись. Чтобы знали и помнили: война с серостью продолжается!
Раз уж подняли статью (хорошо, кстати, что подняли, статья прекрасная, хотя с обещанным продолжением Рома обманул), внесу свои пару слов.
Не гордость, конечно, гордыня более правильное слово. И в целом я искренне считаю себя бездельником, и уверен в своем праве на безделье. Но как-то не ужаснулся. И войны с серостью (хотя как бездельник - может, и есть серость в твоих формулировках?:)) я не веду, мне на них насрать просто. Так что в статье у тебя слова подобраны более тщательно, чем в комментах (хотя это нормально).
Напишу продолжение. Обязательно. Меня и в колодце по этому вопросу третируют http://www.pokermoscow.ru/forum/index.php?showtopic=2817&st=20&gopid=19530& И правильно третируют! Это нам, матерым бездельникам, служит отличным тонусом.
Цитата:
А тут, Олежка, как с диагнозом "сумасшествие" дела обстоят. Настоящий сумасшедший всегда уверен, что он нормален. И наоборот.
Так что ты не бездельник, наверное. По крайней мере, я под бездельниками понимаю другой род людей. Вот тебе цитата из моего дневника...покерного!
Цитата:
Статья отличная, все точки расставлены, новый стимул учиться дальше безустали)
Вперед!
Покерист не совсем маргинал, но отчасти это так...
иии?)
Не совсем маргинал? Почему? В рамках моего определения - совсем!
Цитирую kolyan:
Сложный вопрос. Главное, их нельзя отнести к тем, кого Гумилев называет гармоничными личностями.
Далее неясно. По некоторым признакам, мы действительно субпассионарии. По некоторым - чистые пассионарии. Не исключено, что требуется определенное переосмысление или там переработка гумилевских определений с учетом новой реальности.
Чего иии? Садись и пиши продолжение. Тебе, полагаю, есть, что рассказать.
Игра - это слово, определяющее нашу работу.
"В оправдание..." - это классическое название для латинских речей, золото римской прозы.
Играя по 8 часов в день, ты устаёшь гораздо больше планктона. Это понятно. Но для меня здесь дело не в усталости. А в осознании того, чем ты занимаешься и для чего.
Планктон, кстати, тоже занимается тем, для чего создан - потребляет гаджеты и ходит за "клинским". Необходимые, между прочим, функции. Функции балласта, создающие для общества необходимую остойчивость.
А мы элита. Даже не столько интеллектуальная, сколько элита людей, ответственных за свою судьбу. И поэтому мы всегда будем в определённой социальной изоляции. Полагаю, так или иначе, вы все эту изоляцию чувствуете. Гордитесь ею. Она свидетельство вашей избранности.
А вот статья может и устареть...
Ром, помнишь перед записью болтали на перекуре? Так вот я со своим вполне себе официальным и уплачивающим налоги бизнесом давно уже пассионарием себя ощущуаю... хз в какую сторону смайлы ставить.
Жаль не увидел статью в 2008 г.
Мне интересно, изменился ли взгляд автора на эту игру по прошествии 4 лет?
Есть такой спорный способ определения полезности професии, типа "Чем пахнут ремёсла?". Ты должен определить следующее. Вот ты занимаешься какой-то профессией. А в древнем мире, на заре цивилизации, такой професси почти наверняка не было. Вопрос - а с учетом своей профессии кем бы ты был в этом древнем мире?
Так вот наша профессия - игрок в покер - явно относит нас к служителям культа. Мы доставляем нашим опонентам по игре сильные эмоции. А с учетом браслетов ВСОПа это вообще выглядит как чистая религия. А мы - ее служители. Хотя многие из нас еще и сами этой религией заражены...
Человек вышел утром из дома,
Идёт на работу. Но в метро,
В этой каждодневной давке,
Ему становится так невыносимо,
Что он выходит
На кольцевой, поднимается наверх,
Идёт на вокзал, покупает там билет на ближайший поезд
Неважно в какой город,
И уезжает.
А вот другой человек,
Он уже пришёл на работу,
Сидит в теплом офисе, за компьютером, конечно.
И в этом офисе, с кондиционером,
С бесплатным корпоративным чаем и кофе,
Ему становится так тошно,
Что он встаёт, идёт к начальству,
Орёт на него и уходит,
Забирая все свои вещи,
Включая симпатичный настенный календарь,
Чтобы никогда не вернуться.
Допустим, ещё один человек,
Который пришёл на работу,
Отработал весь день
И с чувством выполненного долга
Идет от работы к метро,
Собираясь встретиться с друзьями, выпить пива,
А может быть, с девушкой, пойти в кино.
И вдруг, у ларька, покупая сигареты,
Он чувствует, что не хочет ехать к друзьям
Или встречаться с девушкой.
Он садится в метро и едет в центр города,
Идет в какой-то дискотечный клуб,
Хоть никогда и не ходил на дискотеки,
Закидывается там какими-то колёсами
И танцует до утра.
Ещё человек,
Отработавший целый день, возвращается домой,
Чтобы поужинать,
Посмотреть какое-нибудь дурацкое кино
И лечь спать.
Уже вошёл в подъезд, едет в лифте
И там понимает, что не охота ему
Ни дома, ни ужина, ни кино.
И, не открывая двери в квартиру,
Он спускается вниз,
Выходит из дома,
Звонит своему давнему знакомому, договаривается.
И вот, они покупают то ли пиво, то ли водку,
И уходят куда-то в ночь.
А вот человек,
Который пришел на работу,
Просидел на ней, выполнил все намеченные дела,
Потом пошёл в небольшое кафе, где его ждали друзья,
Выпил немного пива,
Вернулся домой, попил ещё чая
И лёг спать.
Этот последний герой больше всего похож
На обычного человека,
Но так хочет быть похожим
На кого-то из остальных.
А ты пиши давай лучший пост недели)
Я видел Вашу переписку. Это в прошлом году он написал: "А мне такую можно", и ты поставила на его пост.