Пик производства арифмометров в СССР пришелся на год моего рождения. Надо умножить на 16 на 17 – выставить на рычагах 16. Крутить ручку от себя, пока не появится 17. 272 – на счетчике суммирования.
У многих моих друзей были арифмометры.
Наша семья не была настолько богата, чтобы позволить себе арифмометр. Мой дед, инженер-полковник, знал таблицы Брадиса наизусть. Хотя бы одного их этих двух пунктов достаточно, чтобы у меня не было серого ящика.
Я бил своих друзей скоростью вычислений в уме или на бумаге.
…
Учитель физики…
Черт, тут надо быть гением рассказа, чтобы очень коротко объяснить, что представляла собой советская наука, закрытые города, прописка и война на уничтожение между Ленинградской и Московской физическими школами…
Учитель – физик-ядерщик в депрессивной провинции. Относился предвзято. Как-то так.
В финальных лабораторных главной задачей было оценить отклонение измеренного значения величины от её истинного значения. Измеренных значений было много
Дельта х превращала «число с одной запятой» в «число с двумя запятыми».
Квадрат х-итово минус х-среднего арифметического добавлял еще два знака после запятой.
Извлечение квадратного корня приводило меня к восьми знакам после запятой.
Это был вызов.
Потратив вечер, ночь, прогуляв школу, спустя сутки я представил тетрадь с вычислениями.
Учитель небрежно перелистал страницы, добрался до ответа. «Это можно сделать намного проще. У всего есть цена – у точности, достоверности, тем более, у результата. Любой результат – не итог, а только часть процесса. Ты этого так и не понял», — это была моя четверка, мое «хорошо»
…
Он был прав. Ключевое слово здесь «был». Выделив, загнобливая, тираня, щедро награждая несправедливостью, он готовил меня по меркам своего времени.
Красота, изящность и легкость решения – принцип моей эпохи.
…
Не надо считать в столбик, вычислительные мощности все сделают за тебя.
Главным и основным стала точность. И следование инструкции. Даже для гуманитариев.
В нормах работы редакторов советских издательств была допустимая доля ошибок и очепяток. «Абсолютная грамотность» — типичное требование современных издательств. Как иначе — графический редактор подчеркнет лишнее. Дай волю, они откорректируют Лермонтова.
Доктор Хаус может ломать голову над диагнозом 40 минут. В конце серии — «лечите по схеме».
…
Я встретил Учителя на днях и как-то вспомнилась моя последняя с ним лабораторная. «Не помню этого… Правильный результат… Я бы поставил „отлично“», — это его позиция, его способ оценки здесь и сейчас.
Старый Мастер всегда готовит учеников к прошедшим войнам.
…
У многих моих друзей были арифмометры.
Вторые пропали. Первые уходят.
…
Наливай, тьфу, раздевай… Да что это я? Раздавай.
У многих моих друзей были арифмометры.
Наша семья не была настолько богата, чтобы позволить себе арифмометр. Мой дед, инженер-полковник, знал таблицы Брадиса наизусть. Хотя бы одного их этих двух пунктов достаточно, чтобы у меня не было серого ящика.
Я бил своих друзей скоростью вычислений в уме или на бумаге.
…
Учитель физики…
Черт, тут надо быть гением рассказа, чтобы очень коротко объяснить, что представляла собой советская наука, закрытые города, прописка и война на уничтожение между Ленинградской и Московской физическими школами…
Учитель – физик-ядерщик в депрессивной провинции. Относился предвзято. Как-то так.
В финальных лабораторных главной задачей было оценить отклонение измеренного значения величины от её истинного значения. Измеренных значений было много
Дельта х превращала «число с одной запятой» в «число с двумя запятыми».
Квадрат х-итово минус х-среднего арифметического добавлял еще два знака после запятой.
Извлечение квадратного корня приводило меня к восьми знакам после запятой.
Это был вызов.
Потратив вечер, ночь, прогуляв школу, спустя сутки я представил тетрадь с вычислениями.
Учитель небрежно перелистал страницы, добрался до ответа. «Это можно сделать намного проще. У всего есть цена – у точности, достоверности, тем более, у результата. Любой результат – не итог, а только часть процесса. Ты этого так и не понял», — это была моя четверка, мое «хорошо»
…
Он был прав. Ключевое слово здесь «был». Выделив, загнобливая, тираня, щедро награждая несправедливостью, он готовил меня по меркам своего времени.
Красота, изящность и легкость решения – принцип моей эпохи.
…
Не надо считать в столбик, вычислительные мощности все сделают за тебя.
Главным и основным стала точность. И следование инструкции. Даже для гуманитариев.
В нормах работы редакторов советских издательств была допустимая доля ошибок и очепяток. «Абсолютная грамотность» — типичное требование современных издательств. Как иначе — графический редактор подчеркнет лишнее. Дай волю, они откорректируют Лермонтова.
Доктор Хаус может ломать голову над диагнозом 40 минут. В конце серии — «лечите по схеме».
…
Я встретил Учителя на днях и как-то вспомнилась моя последняя с ним лабораторная. «Не помню этого… Правильный результат… Я бы поставил „отлично“», — это его позиция, его способ оценки здесь и сейчас.
Старый Мастер всегда готовит учеников к прошедшим войнам.
…
У многих моих друзей были арифмометры.
Вторые пропали. Первые уходят.
…
Наливай, тьфу, раздевай… Да что это я? Раздавай.
Курсач по "нагревательным устройствам"(печи): масштабные табличные вычисления температурных полей. Считали в экселе. Необходимая точность - 2 знака после запятой. Эксель скрывал оставшиеся знаки, но в вычислениях их учитывал. Итого: изображённое расходилось с реальным. Препод проверяет с калькулятором ключевые точки и отправляет всё пересчитывать, ибо не сходится в сотых долях. Всё правильно - тут качественный анализ, твои 6 знаков после запятой никому никуда не впёрлись.
А вот "Теория эксперимента" - всё наоборот. Нужен 5 знак, ибо считаем среднеквадратичное отклонение и нужны именно десятитысячные значения, которые в итоге и определят поле искомых значений.
Так что не знаю как там в лабораторной по физике, но количество цифр имеет довольно весомое значение и тот кто этого не понимает - генератор головной боли, а не специалист.
З.Ы. Таблицами Брадиса в школе помню учили и заставляли пользоваться - хорошая вещь, до сих пор храню.
безумно жаль, что кавычки не открываются в начале первого предложения... Я бы потребовал автора и цитировал при каждом удобном и неудобном случае )
=твои 6 знаков после запятой никому никуда не впёрлись.=
я настолько стар, что забыл все обстоятельства этой лабораторной, кроме своего бдения и оценки Учителя...
на самом деле я просто одолелся типичным для среднего возраста вопросом - почему все именно так ? ) среди прочего - мой дрейф из математики (в школе)- в естественно-научники - в гуманитарии.
Эпизод с лабораторной - просто одна из точек бифуркации, как мне кажется. После которой я оказался слесарем-фрезеровщиком на заводе полиграфических машин...
Я в старших классах передрейфовал строго в обратную сторону, чем сильно удивил многих предодавателей. Прочили меня как раз в гуманитарную сферу деятельности.
А что касается вопроса - почему так разнится необходимая точность результатов, то он риторический для тех, кто вычислениями занимается в инженерной деятельности, а для тех, кто от всего этого далёк ответ на него получится громоздким и, возможно, малоосмысленным. Это вопрос прикладной.
Пост занятный,плюсонул.