Продолжаем разговор про разбор раздач. В прошлый раз мы рассмотрели ситуации, когда наша комбинация была старше, но оппонент все-таки купил свои немногочисленные ауты (обычно 2–3) и выиграл. Такие ситуации называются бедбитами. В противоположность бедбитам существуют ситуации, когда мы получаем сильную руку, но она все равно с самого начала будет младше руки оппонента. Мы вкладываем много денег в банк, будучи младше, проигрываем, но при этом мы не делаем никаких ошибок, просто в данном случае нам не везет. Это и будет называться кулером.
Например, у нас пара десяток, и мы уравняли префлоп-рейз от агрессивного оппонента. Выходит флоп , флешдро. Соперник ставит — мы играем рейз, оппонент переставляет в allin, мы уравниваем и нам показывают сет королей. Это кулер — с самого начала мы были позади, но играли правильно: наш соперник мог так играть с недостроенными комбинациями — различными дро, просто по АК, (если он посчитал, что мы агрессивно разыгрываем свои дро), с двумя парами, сетом двоек. Отличать кулеры от плохой игры сложнее, чем бедбиты. Но научиться можно. Чтобы определить, что случился кулер, надо:
— подсчитать общее количество комбинаций оппонента, с которым он будет играть точно так же (включая, естественно те, которым мы проигрываем);
— из этого общего количества комбинаций подсчитать количество комбинаций слабее;
— и если количество комбинаций слабее будет намного больше, чем рук, которым мы проигрываем, мы имеем дело с кулером.
В данном случае, если принять диапазон оппонента, как QQ+, 22, , , , , одномастные KTs, , , , , , , разномастные KTo, на флопе , то у нас имеется 78% на победу.
Мы бьем: 12 комбинаций карманных пар AA, QQ; 3 комбинации две пары KT; 3 комбинации сет двоек; два флешдро с совпадением - , , еще два просто флешдро , , и просто пара AK – 6 штук. Нас бьет 3 комбинации КК, и это все. Вот так примерно и выглядит кулер.
Так как кулеры все-таки определять сложнее — имеет смысл обсуждать такие раздачи на форумах, ну или просить совета у более опытных друзей.
И специально подчеркиваю еще раз, что проигрыш по топ-паре изначально считаться кулером не может. То есть, если вы с AJ уравняли префлоп-рейз из ранней позиции, и попав в пару тузов, уравняли ставки на флопе, терне и ривере, а потом посмотрели в туза старше или в сет — это не кулер. Это плохая игра, -EV.
Из примеров видно, насколько важна правильная оценка именно диапазона рук оппонента, подходящих для данной линии розыгрыша. В общем-то, это и есть искусство игры в покер — как в скульптуре, где тоже делов-то: взял бесформенную грязную мраморную глыбу из каменоломни, постучал по ней молотком с зубилом, а в итоге уже больше 2000 лет люди не могут глаз оторвать от того, что получилось. Некоторые, правда, проклинают дни, в которые изваяли Цезаря, Сократа, Афродиту и Диониса*.
Вот и в покере тоже самое, только гораздо приземленнее: надо посчитать, с чем будет ставить вон тот, с ослом на аватарке, три раза подряд — и ухитриться, в зависимости от обстоятельств** принять правильное решение: повысить, просто уравнять, сбросить в пас. Умножайте действия на 3: флоп, терн, ривер. А, я забыла — еще же у нас есть префлоп! Тогда умножайте на 4. И это только случай, когда мы уравниваем чей-то рейз и остаемся один на один.
* абитуриенты МАРХИ рисуют эти бюсты на вступительных экзаменах. А представьте, сколько раз они их рисуют при подготовке. А представьте, каково преподавателям МАРХИ смотреть из года в год на одно и тоже, да еще и криво нарисованное.
** эти обстоятельства — позиция, диапазон открывающих рук, агрессия на постфлопе, наш имидж в глазах оппонента и т.п.